Постараюсь предоставить конспект книги Владислава Сыракомли о Минске 1850x.
Напомню Владислав Сыракомля (1823–1862) - литературный псевдоним Людвика Кондратовича, польскоязычного поэта, прозаика и краеведа, происхождения с белорусских земель. Современники называли его "деревенским лирником" за мягкую мелодику и пристальный, участливый взгляд к жизни провинции. Родившийся в шляхетской семье на территории Минской губернии, он выбрал для себя тему "малой родины" - исторической Литвы и Беларуси, — и на протяжении жизни соединял поэзию с краеведением, путешествуя, записывая приметы быта и речь людей. Жил главным образом под Вильней, часто ездил по городам и местечкам края, создавая серию путевых очерков.
Его книга "Mińsk" (1857) - плод таких поездок и один из самых тёплых его прозаических этюдов. Сыракомля несколько раз бывал в Минске в середине 1850-х и увидел в нём не "пункт на карте", а живой организм: климат и рельеф, рынки и сады, улицы и говор горожан, их обычаи. Писатель фиксирует город на переломе эпох - накануне реформ 1860-х - и делает это с редкой для своего времени эмпатией к многоязычному и многоконфессиональному Минску. У нас мало таких обзоров Минска периода до Новейшего времени. Именно поэтому его очерк ценен сегодня: в нём слышен голос человека места, для которого Минск - часть собственной биографии и эмоциональной географии.
Ниже - пересказ (по-русски) первой главы книги Владислава Сирокомли "Mińsk" (Варшава, 1857) по предоставленным сканам (стр. 1-10). Я сохраняю авторский взгляд и фактуру середины XIX века, но формулирую современным языком.
1) Положение и климат
Минск расположен примерно на 53°54'15″ с. ш. и 25°13'15″ в. д. в "умеренно-здоровом" по тем временам климатическом поясе. Автор приводит тогдашние метеонаблюдения: среднее лето около +13,6° по Реомюру (≈ +17 °C), зима около −3,0° Реомюра (≈ −3,75 °C).
Сирокомля отмечает, что место для города выбрано удачно: как и Вильнюс или Ковно (Каунас), Минск размещается в красивой местности - на берегах Свислочи, впадающей в Березину. Берега, заводи и ручьи дают много живописных видов, а ряд холмов дополняет пейзаж.
Отдельные подъезды к городу выглядят "менее выигрышно" (например, со стороны Койданова, Комаровки, Лаховки, Переспы), но это компенсируется панорамами с Троицкой горы и видами на город с длинного моста через Свислочь. Издали множество храмов и крупных зданий создают впечатление города больше его настоящих размеров.
2) Внутренний облик и планировка
По впечатлению автора, внутреннее лицо Минска - это регулярность застройки и порядок. Улицы широкие и прямые, дома стоят не тесно, воздух чистый, всюду ощущается продуваемость ветром, что "предвещает здоровье населения". Даже кварталы беднейших слоев (автор напрямую называет "улицы, населенные преимущественно еврейской беднотой") он описывает как сравнительно просторные.
Фасады зданий в значительной части побелены, из-за чего город выглядит более стройно и "величаво", чем Вильна, где, по его вкусу, пестрая разноцветность домов нередко портит впечатление. Узких зловещих переулков, как во Вильне, в Минске почти нет. При этом Сырокомля признает: каменной застройки пока меньше, много одно- и двухэтажных деревянных домов, но среди "лучших улиц" встречаются и крупные каменные дома и целые монументальные корпуса.
3) Размер территории и население
-
Площадь города - 5604 десятины 253 сажени (часть земли находится в ведении магистрата).
-
Численность населения на 1856 г. по расчетам автора - 23 952 человека (мужчин 13 451, женщин 10 501); с учетом притока - "до двадцати пяти тысяч".
-
По сословиям: дворяне - мужчин 291, женщин 393; духовенство: православное "белое" - 20, монашествующих - 2; римо-католическое мужское - 52, монахинь - 16; лютеранский пастор - 1; мусульманский мулла - 1; мещан - мужчин 10 091, женщин 9 170; чиновников - 176; военных - 1 681.
-
По вероисповеданиям: православных - мужчин 1 868, женщин 1 679; католиков - мужчин 4 215, женщин 3 196; лютеран - мужчин 18, женщин 20; мусульман - мужчин 150, женщин 133; евреев - мужчин 7 200, женщин 6 673.
Для сравнения: в 1843 г. было 23 603 жителя (мужчин 10 828, женщин 12 774).
4) Дома и соотношение жильцов (стр. 4)
Всего домов 1 442:
-
казенных - кирпичных 16 и деревянных 15;
-
частных - кирпичных 333 и деревянных 1 078.
В среднем на один дом приходится около 16 жителей (для сравнения, во Вильне - примерно 34). Сырокомля поясняет: в Минске нет столь гигантских дворцовых зданий, как, например, в Вильне, - отсюда большее число отдельных домов.
5) Главные площади и здания
Самое представительное место - Верхний (Высокий) рынок на возвышенности, вымощенная и просторная площадь, к которой сходятся главные улицы. Ее окружают высокие дома и общественные здания:
-
Кафедральный костел с бывшим иезуитским коллегиумом (ныне - казенные службы), с высокой часовой башней (постройка иезуитов 1750 г.).
-
Дом, где помещается местное губернское управление.
-
Театр, отреставрированный в 1825 г. (бывший дом Бажкова/Боякова, тогда - купца Бялыстокского).
-
Ряд "славных" магазинов, аптеки, кондитерские, ресторации.
Другие заметные места: Доминиканская улица ведет к бывшему доминиканскому костелу; улицы Зборовая и ее продолжение Фелициянская; Тюремный замок с бастионами (похож на "castellum" ); улицы Захаржевская, Волосянская, Яревская и др.
В городе насчитывается 46 улиц и переулков, из них 22 - мощеные. Наиболее известна часть города, еще при жизни автора, - "Новое место" (Новый рынок/Новое мѣсто).
6) Новое место и торговля
Рынок Нового места - торговая площадь и прогулочный бульвар, обсаженный недавно посаженными деревьями; вокруг - каменные дома купцов (Гольдберг, Ансельрод и др.) по проектам архитектора Казимира Хрщоновича. Здесь же лютеранская кирха (построена в 1844 г.), дом графа Тызенгауза, почтамт и другие учреждения.
Ежегодная ярмарка начинается 23 мая и длится около четырех недель. Для приезжих торговцев ставят временные деревянные "шалаши", но их немного (в прошлый год - меньше десяти): значение ярмарки падает, возрастают постоянные торговые операции местных купцов.
Торговые и промышленные сведения
-
Местную розницу представляют 423 лавки при домах. Среди крупных складов упомянуты тканевые товары Хурвина, сукна и карты Раппопорта и др.
-
По данным 1843 г., в 1-й купеческой гильдии числилось 15 человек, во 2-й - 25, в 3-й - 198; с тех пор в низших гильдиях произошло заметное увеличение. В 1843 г. лавок было 235, к моменту описания их число почти удвоилось. (быстрый рост торговли)
-
Промышленность: 17 фабрик и ремесленных заведений.
Розничная торговля сосредоточена на пяти рынках, из которых Высокий, Низкий и Рыбный вымощены камнем (остальные - земляные).
7) Кафе, вывески, чтение
Сырокомля делает зарисовку городского быта: на Новом месте и Троицкой горе еще сохраняется простота планировки; в то же время магазины и вывески становятся заметной частью городского пейзажа. Автор выделяет ресторан г-на Цыбульского на Высоком рынке и кондитерскую Эйснера на Зборовой с двумя изящными бильярдными салонами и читальней газет (местных и зарубежных). Постепенно укрепляется читательская публика: в ярмарочные недели варшавские и виленские книгопродавцы (Завадский, Оргельбранд, Рафалович) привозят "интеллигентный товар" и находят спрос - пусть и не "толпой", но устойчивой публикой.
8) Губернаторский сад (сейчас парк Горького)
Отдельный раздел посвящен публичному саду, заложенному около 1800 г. губернатором Захарием Корнеевым. Это обширная роща с густыми березами и липами, с широкими аллеями, образующими зеленые своды; летом полуденное солнце едва пробивается сквозь листву. Через сад проходит Свислочь, берега которой украшены лугами; кое-где открываются виды на городские предместья. С годами сад утратил часть "искусственных украшений", но от этого, по мнению автора, только выиграл - природная красота выступила ярче.
Весной и летом по вечерам в саду играет музыка, собирая множество публики. На одной из пирамид-украшений автор читает девиз "Post laborem requies" - "После труда - отдых".
9) Нравы и разговоры горожан
Сырокомля любит бродить по саду ранним утром или гулять вечером, "когда собирается публика". Он отмечает темы разговоров минчан - литература, театр, хозяйственные дела, а у молодежи - и любовные приключения. Отдельный комплимент адресован жительницам города: казалось бы, в Вильне дамы превосходят, но Минск, по относительной величине населения, может похвастаться обилием красивых голубых глаз. В конце автор обещает "вернуться к статистике" и упоминает, что помимо губернаторского есть и частные и фруктовые сады .
Продолжение следует...
Комментарии
Отправить комментарий